Психологическая служба
Результаты диагностики студентов 1 курса по адаптации к новым условиям обучения и воспитания 2019-2020 уч.год
Нам предстоит научиться работать в коллективе, в котором собраны дети не только разных способностей, но и с разными жизненными целями - вот что самое трудное.
С. Л. Соловейчик
Адаптация - это знакомство и привыкание к новому учебному заведению: к новому коллективу своей учебной группы, к новому педагогическому составу и классному руководителю группы, к новым требованиям в выбранном учебном заведении, к новому режиму учебного процесса, к новым условиям проживания.
Процесс адаптации первокурсников может сопровождаться: повышенным уровнем тревоги, агрессивным поведением, неуверенным поведением, соперничеством в группе, конфликтным поведением.
Адаптация первокурсников в техникуме происходит по-разному. Так, у одних обучающихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие студенты, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей.
Причинами нежелания продолжать обучение являются:
- 1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
3. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, о
Адаптация первокурсников в норме проходит за 1-3 месяца. Но для разной категории обучающихся процесс адаптации проходит по-разному (иногда до 6-10 месяцев). Три стадии адаптации обучающихся (по Г.Селье )
Стадия – ТРЕВОГИ, длиться от 2 часов до 2 суток. Этот период характеризуется максимальной мобилизацией защитных сил организма. В редких случаях сопровождается шоком. Стадия - СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ (устоять, выдержать, пережить), характеризуется повышенной устойчивостью организма к различным воздействиям. а) - стадия - СТАБИЛИЗАЦИИ – т.е. адаптация произошла.
ИЛИ в) – стадия - ИСТОЩЕНИЯ (болезнь, гибель) - адаптация не произошла.
Процесс адаптации несомненно, ускоряется, если с первокурсниками предварительно проводится определенная работа. Цель работы педагогического коллектива и родителей – создание условий для успешной и быстрой адаптации студентов первого курса. Задачи: помочь первокурсникам быстро адаптироваться к студенческой жизни, ускорить знакомство в группе, ускорить знакомство между группами, сплотить группу, сохранить контингент, не допустить появления конфликтных ситуаций, расколов и изгоев в группе.
То есть необходима психологическая поддержка, как со стороны нас - педагогического коллектива, так и со стороны родителей.
Среди студентов – первокурсников проводится анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников. Через диагностирование выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию: мотивация к учебной деятельности, уровень притязаний, коммуникативные особенности студентов – первокурсников и др. На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи психокоррекционной работы со студентами по адаптации.
Педагогом-психологом в октябре-ноябре месяце, было проведено исследование, направленное на выявление уровня адаптации у студентов первого курса.
Так же важна роль классного руководителя в процессе адаптации.
Вопросы были составлены для студентов 1 курса и были поделены на блоки.
I БЛОК – отношение к техникуму.
Вы поступили в техникум по собственному желанию? 97% - да. 3% - нет
Вы хотели бы вернуться в школу? 23%- да, 77% - нет
Вам нравится учиться в техникуме? 100% - да
II блок - Отношения с преподавателями
Доступен ли вам материал, который объясняют преподаватели? 87%- да, 13% -нет
Вам нравится отношение преподавателей к вам? 87% - да, 13% - нет
Преподаватели повышают на вас голос или придираются к вам? 83% - да, 17% -нет
III блок - отношения с классным руководителем
Как Вы считаете, дороги ли вы своему классному руководителю? 27% - да, 73% - нет.
Не боитесь ли вы обращаться за помощью к классному руководителю? 90% - да, 10% - нет
Хотели бы вы сменить классного руководителя? 25% - да, 75% нет
IV блок- взаимоотношения с группой
У вас в группе есть друзья? 92% да, 8% нет
Хорошие ли у вас отношения с группой? 92% да, 8% нет
Вы делите группу на хороших и плохих? 26% да, 74% нет
Возникали ли у вас недопонимания с одногруппниками? 35% да, 65% нет
V блок- Взаимоотношения со старшекурсниками
Старшекурсники конфликтуют с вами? 16% да, 84% нет
Чувствуете ли вы давление со стороны кого-либо, находясь в техникуме? 4% - да, 96% нет.
VI блок- для студентов, проживающих в общежитии
Все ли устраивает вас в общежитии? 79% да, 21% нет
Чувствуете ли вы давление со стороны кого-либо, находясь в общежитии? 97% нет, 3% да.
По результатам диагностики, проведены индивидуальные беседы со студентами, для более успешного прохождения периода адаптации.