Результаты диагностики студентов 1 курса по адаптации к новым условиям обучения и воспитания 2019-2020 уч.год

Нам предстоит научиться работать в коллективе, в котором собраны дети не только разных способностей, но и с разными жизненными целями - вот что самое трудное.

                                                                             С. Л. Соловейчик

 Адаптация - это знакомство и привыкание к новому учебному заведению: к новому коллективу своей учебной группы, к новому педагогическому составу и классному руководителю группы, к новым требованиям в выбранном учебном заведении, к новому режиму учебного процесса, к новым условиям проживания. 

 Процесс адаптации первокурсников может сопровождатьсяповышенным уровнем тревоги, агрессивным поведением, неуверенным поведением, соперничеством в группе, конфликтным поведением.

 Адаптация первокурсников в техникуме происходит по-разному. Так, у одних обучающихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие студенты, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей.

Причинами нежелания продолжать обучение являются:

  1. 1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
    2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
    3. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
    4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, о

Адаптация первокурсников в норме проходит за 1-3 месяца. Но для разной категории обучающихся  процесс адаптации проходит по-разному (иногда до 6-10 месяцев). Три стадии адаптации обучающихся (по Г.Селье )
Стадия – ТРЕВОГИ, длиться от 2 часов до 2 суток. Этот период характеризуется максимальной мобилизацией защитных сил организма. В редких случаях сопровождается шоком. Стадия - СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ (устоять, выдержать, пережить), характеризуется повышенной устойчивостью организма к различным воздействиям. а) - стадия - СТАБИЛИЗАЦИИ – т.е. адаптация произошла.
ИЛИ в) – стадия - ИСТОЩЕНИЯ (болезнь, гибель) - адаптация не произошла.

Процесс адаптации несомненно,  ускоряется, если с первокурсниками предварительно проводится определенная работа. Цель работы педагогического коллектива и родителей  – создание условий для успешной и быстрой адаптации студентов первого курса. Задачи: помочь первокурсникам быстро адаптироваться к студенческой жизни, ускорить знакомство в группе, ускорить знакомство между группами, сплотить группу, сохранить контингент, не допустить появления конфликтных ситуаций, расколов и изгоев в группе.
То есть необходима психологическая поддержка, как со стороны нас - педагогического коллектива, так и со стороны родителей.

 Среди студентов – первокурсников проводится анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников. Через диагностирование выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию: мотивация к учебной деятельности, уровень притязаний, коммуникативные особенности студентов – первокурсников и др.  На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи психокоррекционной  работы со студентами по адаптации.

Педагогом-психологом в октябре-ноябре месяце, было проведено исследование, направленное на выявление уровня адаптации у студентов первого курса.

Так же важна роль классного руководителя в процессе адаптации.

  

Вопросы были составлены для студентов 1 курса  и были поделены на блоки.

 I БЛОК – отношение к техникуму.

Вы поступили в техникум по собственному желанию? 97% - да. 3% - нет

Вы хотели бы вернуться в школу? 23%- да, 77% - нет

Вам нравится учиться в техникуме? 100% - да

II блок - Отношения с преподавателями

Доступен ли вам материал, который объясняют преподаватели? 87%- да, 13% -нет

Вам нравится отношение преподавателей к вам? 87% - да, 13% - нет

Преподаватели повышают на вас голос или придираются к вам? 83% - да, 17% -нет

III блок - отношения с классным руководителем

Как Вы считаете, дороги ли вы своему классному руководителю? 27% - да, 73% - нет.

Не боитесь ли вы обращаться за помощью к классному руководителю? 90% - да, 10% - нет

Хотели бы вы сменить классного руководителя? 25% - да, 75% нет

IV блок- взаимоотношения с группой

У вас в группе есть друзья? 92% да, 8% нет

Хорошие ли у вас отношения с группой? 92% да, 8% нет

Вы делите группу на хороших и плохих? 26% да, 74% нет

Возникали ли у вас недопонимания с одногруппниками? 35% да, 65% нет

V блок- Взаимоотношения со старшекурсниками

Старшекурсники конфликтуют с вами? 16% да, 84% нет

Чувствуете ли вы давление со стороны кого-либо, находясь в техникуме? 4% - да, 96% нет.

VI блок- для студентов, проживающих в общежитии

Все ли устраивает вас в общежитии? 79% да, 21% нет

Чувствуете ли вы давление со стороны кого-либо, находясь в общежитии? 97% нет, 3% да.

По результатам диагностики, проведены индивидуальные беседы со студентами, для более успешного прохождения периода адаптации.

 

Демонстрационный экзамен

Login Form

Оценка эффективности деятельности ОБПОУ ССХТ

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!